Написать нам

«Равис» - лидер технического оснащения

Выступление на выездном расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства Российской федерации «О ситуации и перспективах развития отрасли птицеводства в Российской федерации» 25 марта 2014 г.

Докладчик: Генеральный директор ООО «Равис-птицефабрика Сосновская» Косилов А.Н.

Тема: «Основные тенденции развития подотрасли птицеводства на примере Челябинской области».

Я хотел бы посветить всех в историю нашей области, потому что область, которая всегда позиционировалась, как промышленный регион, край, где производится атомное оружие, последнее десятилетие не выходит из десяти-двенадцати сильнейших аграрных регионов России. Ключевая роль в этом принадлежала той политике, которая сформировалась во время губернаторства Петра Ивановича Сумина. 

В 2000 году за пять лет до реализации нацпроекта, с подачи Владимира Ивановича Фисинина, который неоднократно приезжал к Петру Ивановичу и посвящал в свою веру, у нас состоялись проекты, которые без преувеличения дали толчок развитию птицеводства в России. К нам целыми самолетами приезжали коллеги из «Челныбройлер» и других предприятий и учились переоснащать отрасль. «Равис» до определенного момента был, и я уверен и сейчас остается лидером технического оснащения (инкубаторы «Petersime», линии утилизации «Haarslev»), философией в птицеводстве, потому что эта философия не просто развития птицеводства и получения прибыли, это философия сохранения деревни. Я это говорю потому, что в свое время Николай Васильевич, когда мы были у вас в гостях, в Чувашии, ваше руководство во главе с вами делилось опытом сохранения сельских территорий. Мы идеи птицеводства превращали не только как в доходный бизнес, а искали рынки для сбыта крайне тяжелого продовольственного зерна. Ведь тогда только через теневой рынок наши мукомолы изымали до миллиарда рублей у крестьян на дешевом фуражном зерне. И мы создали этот рынок, более того сегодня наш регион стал дефицитным по зерновой продукции, и  в русле того курса, который вы обозначили в прошлом году, мы сейчас активно занимаемся, и наши хозяйства в том числе, и зерновой кукурузой и масленичными культурами, уже два пресса поставили, то есть на самообеспечении пытаемся решать вопросы увеличения выхода с гектара.

По долговой нагрузке за наше предприятие сказать легче всего. Мы вложили 5 миллиардов. На сегодняшний день у нас меньше миллиарда долгосрочных кредитов и чуть больше миллиарда краткосрочных. Процент прироста по краткосрочным кредитам был значительным в прошлом и позапрошлом годах. Такого тяжелого периода «Равис» не переживал с момента своего возрождения. Дисбаланс по ценам, засилье сетей, крайне неблаговидная конкуренция, когда многим федеральным сетям тогдашнее руководство практически запрещало брать продукцию нашего предприятия. И мы носились с ней, как бешеные. Слава Богу, что президент заменил руководителя. И мы очень надеемся на государственность, законный подход в лице Бориса Александровича. Никто, как коллектив нашей фабрики, так не желал области смены губернатора. Мы за это болели,  мы на 90 % проголосовали за Путина, потому что с именем Путина все в птицеводстве развивалось. Сегодня, когда мы были на фабрике, я говорил, чего мы боимся, что кто-то закроется, придет импорт? У нас резервных мощностей по инкубации, по кормам минимум еще на 15-20 тысяч тонн и мы их сделаем. У нас сегодня сидит в клетке 28 голов на кв.м., мы можем сделать 33. За счет съемов увеличить объем производства мяса на 20%. Вопрос в другом. Проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, действительно, как бы наши общие.  Вначале я хотел сегодня немножко поднаехать на бизнесменов другого типа, но сейчас не время и не место, потому что предприятия надо спасать.

Первое – должен быть равный доступ к государственной поддержке.  За эти годы мы были  вынуждены через прокуратуру добиваться федеральных субсидий. Мы также помогли еще 116 предприятиям области. И мне кажется, что в этом плане надо ужесточить ответственность. 

Второе, в птицеводческом бизнесе  четко сформировались два подхода, два вида компаний. Первые  – мелкие, которые не инвестировали, живут, небо коптят.

Вторые – это те, которые жили по средствам, и, контролируя доходы-расходы, постоянно смотрели на рентабельность. Ведь не случайно из 5 миллиардов, которые были вложены,  2 миллиарда наши. На сегодняшний день мы рассчитались,  но, тем не менее, нам невмоготу. Не потому что птицеводство у нас неэффективно, а потому что у нас 70 тысяч гектар зерновых, 5 тысяч коров. На первой встрече с губернатором я  сказал,  за три года правления  зарезали 18 тысяч коров  - беда! Мы не зарезали ни одной, а ведь у нас поддержка меньше, чем в Екатеринбурге и Тюмени. Доходы с птицеводства мы направляем на сохранение сельского уклада, то чему нас учили.

Я поддерживаю ваши позиции и Владимира Ивановича, что кредиты надо пролонгировать, но в рамках заранее оговоренных сроков. Потому что ключевым моментом является,  реализовал ли инвестор свои обязательства перед государством и Министерством, генерируется ли денежный поток. Чтобы он с этого, а не с субсидий могут обслуживать свои нужды.

Второе – мне кажется, что на какое-то время нужно приостановить выдачу новых разрешений на привлечение новых кредитов, чтобы проинспектировать наши возможности.

Есть вторая сторона вопроса, по сетям вопрос решается очень просто. Государство должно подать сигнал, за что оно. Нужно консолидировать отрасль, начинать договариваться и отжимать этих ребят. Если отрасль не будет консолидироваться, тогда должно действовать законодательное регулирование в части распределения добавленной стоимости. Я давно об этом говорю, об этом писал Скрыннику, Гордееву. Давайте рассмотрим тему распределения добавленной стоимости в конечной цене  пакета молока, курицы.

1.jpg

3_2_.jpg 5_1_.jpg

5_2_.jpg

Проблему пролонгации кредитов, субсидий надо рассматривать в рамках общего баланса. Если у Минфина есть возможность увеличить бюджетное финансирование, давайте обсуждать, если нет. Я боюсь что те, кто хочет получить сегодня больше субсидиарной поддержки могут оттяпать эти деньги у молочников, которые менее консолидированы. Я считаю, что самая больная отрасль в России – это молоко, им надо заниматься. У нас в сельхозпредприятиях 700 миллионов оборотки нашей и 500 миллионов вложено в активы. Общая задолженность по коротким – миллиард двести. Всю свою прибыль мы отдали туда, а за счет кредитов финансируем текущую деятельность.

Предлагаю Минсельхозу инициировать официальный День навоза. Мы внесли 490 тысяч органических удобрений. Есть технология, сертификаты. Ежедневно мы перерабатываем 300 тонн. У нас урожайность на полях Учхоза в два раза больше, чем в среднем по области! Но поступает много жалоб. Нужно на законодательном уровне до людей донести, что либо вы за органическое земледелие, либо придется есть химию.

Есть проблема – отсутствие консолидированного понимания отдельных проблем у птицеводов, в том числе,  это порождает тревогу о ВТО. Вы знаете, что такое мясо мехобвалки? На сегодняшний день, у крупных холдингов  мясоперерабочики забирают ключевые убыточные позиции (поясничная часть, спинолопатки) по 15 рублей. Мы на этой позиции теряем огромные деньги. Нужно сделать так, чтобы птицеводы сами это перерабатывали и не продавали за бесценок сырье.

Рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда вырос в три раза за счет единого социального налога.

Единый сельхозналог. Все товары для нас обходятся дороже. Нужна группа при Минсельхозе, которая бы проанализировала пути развития единого сельхозналога с учетом  взаимоотношений по НДС.


Возврат к списку